вторник, 17 марта 2009 г.

Наименования географического происхождения

(c) Maria Boicova, 2008

Наименования географического происхождения

Согласно определению, которое дает Латвийский закон О товарных знаках и наименованиях географического происхождения, ģeogrāfiskās izcelsmes norāde – это географическое название либо другое обозначение, которое используется прямо, либо косвенно указывая на географическое происхождение товара или услуги, а также на характер или качества товара либо услуги, которые связаны с этим происхождением.

Наименования географического происхождения включены в наш закон только начиная с 1999 года, до этого закон относился только к товарным знакам. Нормы регулирующие основные положения связанные с защитой прав на наименования географического происхождения включены в всего лишь 4 статьи 9ой главы закона. Логика законодателя, включившего НГП в закон о товарных знаках объясняется тем, что по сути товарный знак – это указание на происхождение товара от конкретного производителя, в свою очередь НГП – это указание на происхождение товара из конкретной географической области.

Кратко о том, что прописано в Латвийском законе:

Согласно статье 40, НГП защищаются без регистрации. По третьей части этой же статьи (притом, что совершенно не ясно почему эта норма не выделена в отдельную статью), если участники рынка не воспринимают НГП как указание на географическое происхождение товара либо услуги, то подобные обозначения не являются НГП в понимании закона.

По закону запрещено использование неправдивых НГП, или таких НГП, которые могут вызвать смешение со стороны потребителей, а также известных НГП, недобросовестно используя их репутацию. Это считается недобросовестной конкуренцией и дает право любой заинтересованной персоне подать иск в Окружной суд.

Отдельная статья нашего закона посвящена критериям определения происхождения товара или услуги, согласно которой в отношении товаров происхождение определяют по происхождению главных составных частей, либо компонентов. В свою очередь, в отношении услуг, происхождение определяется по месту нахождения коммерсанта, предоставляющего данную услугу.

Возвращаясь к объему правовой защиты и возможности противостоять нарушениям, следует отметить, что в Латвии существует три уровня защиты НГП:
НГП в общем защищены от неправдивого или вводящего в заблуждение использования
так называемые квалифицированнее НГП (то есть такие НГП, которые в сознании потребителя связаны с особым качеством товара) защищены также от использования в отношении товаров другого качества (более низкого)
широко известные НГП защищены также от такого использования, которое не вызывает смешение у потребителей, однако дает возможность недобросовестно использовать репутацию или различительную способность НГП.

Вообще в мире существуют две системы защиты НГП:
- без регистрации – как, например, в Латвии
- с регистрацией – как в России, как в отношении некоторых категорий товаров в ЕС и т.д.


Виды НГП, которые регулируются в Европе включают в себя следующее:
1. защищенные наименования происхождения – Protected designation of origin (PDO)
2. защищенные географические наименования – Protected Geographical Indication (PGI)
3. обозначения традиционной особенности – Traditional Speciality Guaranteed (TSG), или как их еще называют – CSC – certificate of specific character. Последние это разновидность НГП, подтверждающая, что конкретный продукт связан с традиционным методом производства а не с регионом, где данный продукт был сделан, то есть – либо используются традиционные методы, либо традиционные материалы.

Исторически сложилось, что первая категория НГП, которая рассматривалась на международном уровне, и вопросы защиты которой прописаны в TRIPS, это «вина и прочие алкогольные напитки». Говоря о Европейском союзе, следует отметить, что Регула 1576/89 предусматривает 21 категорию спиртных напитков, каждая из которых имеет отдельные правила

В рамках этих категорий, определенные имена зарезервированы для конкретных стран, как, например, узо – анисовая водка, которая эксклюзивно производится в Греции или на Кипре, или граппа – которая производится в Италии.

В 1992 защита географических указаний была расширена до еды и агрикультур. На данный момент в этой сфере действует Регула 510/2006 on the protection of geographical indications and designations or origin for agricultural products and foodstuffs.

Кратко о разнице между PDO и PGI:
- чтобы быть признанным PDO, продукт должен обладать характеристиками и качествами, которые обусловлены именно конкретным регионом, он также должен быть произведен именно в данном конкретном регионе.
- чтобы быть признанным PGI, любой из этапов производства (но не обязательно все) должен происходить в конкретном регионе.

Таким образом, более крепкая связь с конкретным географическим регионом у PDO.

Оговорка – видовые понятия не могут быть зарегистрированы в качестве PDO или PGI, однако если зарегистрированы, подобные наименования защищены от превращения в видовые понятия. То есть другими словами, если PDO или PGI было успешно зарегистрировано, в общих случаях нельзя позже признать его видовым понятием.

Более того, по поводу соотношения товарных знаков и НГП, следует отметить, что согласно Регуле 510/2006, если товарный знак зарегистрирован до подачи заявки на регистрацию PDO или PGI, то подобный товарный знак может и далее использоваться. Тем не менее, наличие ранее зарегистрированного товарного знака может являться основанием для отказа в регистрации PDO или PGI. Не сто-процентов будет являться, однако может являться. В свою очередь, в случае, если заявка на товарный знак подается после того, как зарегистрирован PDO или PGI, данный товарный знак зарегистрирован не будет, согласно статье 13 Регулы 510/2006.


По поводу регистрации PDO и PGI:
- заявка на регистрацию может быть подана только от имени группы производителей. Заявка от имени юридического или физического лица может быть подана только в исключительных случаях.
- заявка должна содержать: имя и адрес группы, описание продукта, содержащее описание конкретной связи между продуктом с конкретными характеристиками и конкретной географической территорией.
- заявка подается в той стране, где находится данная особая географическая территория
- если ответственный орган страны – члена ЕС считает, что заявка приемлема, документы направляются в Европейскую комиссию.
- в случае если регистрация относится к географической территории в третьей стране, то заявка на регистрацию PDO или PGI направляется либо напрямую в Европейскую Комиссию, либо через ответственный орган данной страны. Подобная процедура стала возможной начиная с 03.04.2006 года.
- далее Комиссия проводит свою проверку на соответствие заявки всем требованиям соответствующей Регулы. Длительность – около 12 месяцев. После чего документы заявки публикуются в Официальном Журнале и следует 6 месячный срок на подачу возражений. Если никаких возражений не следует, то обозначение регистрируются.

По Европейской процедуре Protected geographical indications подразделяются и соответственно могут быть зарегистрированы в следующих категориях:
Сыры, мясные изделия, мясо, рыба, продукты животного происхождения, жиры и масла, оливы, фрукты, овощи, злаки, хлеб и хлебобулочные изделия, пиво, напитки, специи.

В открытом доступе на сайте OHIM есть база данных НГП, в отношении которой в том числе проверяются заявки на регистрацию СТМ.

Пару слов по поводу международной защиты:
НГП на международном уровне защищаются на основании либо двусторонних, либо многосторонних договоров – то есть конвенций. В частности, стоит упомянуть такие основные конвенции в данной области как Madrid Agreement on Indications of Source, the Lisbon Agreement for the protection of Appelations of Origin, ну и конечно соответствующие нормы содержатся в TRIPS и Парижской Конвенции. Последняя признает, что недобросовестное использование НГП – это акт недобросовестной конкуренции в понимании статьи 10 bis.

Следует отметить также в отношении Лиссабонского договора, что согласно него, если НГП защищено в конкретной стране, оно может быть занесено в международный регистр WIPO (при условии оплаты пошлины 500 швейцарских франков). Более того, именно статья 5 Лиссабонского договора содержит оговорку по поводу видовых понятий – что если НГП зарегистрировано, оно не может таким стать. Однако, если в стране происхождения НГП в сознании потребителей соответствующее обозначение становится обозначением вида товара, можно все-таки признать, что НГП стало видовым понятием. Все упирается в вопрос доказательства! Тем не менее, не у всех есть доступ к международной регистрации по Лиссабонскому договору. Латвия, например, пока что не присоединилась к этому соглашению…

Пример НГП, прошедшего через так сказать обвинения в превращении в видовое понятие – это сыр Feta. В 1992 году была подана заявка в Комиссию на регистрацию НГП Feta. В 1996 году пройдя все формальности НГП была успешно зарегистрирована, однако спустя три года Дания, Германии и Франция подали протест против регистрации данной НГП на основании того, что данное обозначение очевидно видовое. Протест удовлетворили и ECJ исключил Feta из регистра. Однако после этого было проведено исследование и заявители сумели доказать, что feta воспринимается как НГП. Была подана повторная заявка, которая в 2002 году была удовлетворена и НГП успешно зарегистрирована. Тем не менее, Дания и Германия повторно подают в ECJ, но последний решением 2005 года признает все-таки правоту греков и включает НГП feta в регистр. На настоящий момент в ЕС Feta это зарегистрированное наименование географического происхождения, однако в третьих странах – обозначение Feta может использоваться как угодно, в том числе и как видовое понятие, которым оно, на мой взгляд все-таки является.

Отдельно хотелось бы отметить, что помимо НГП, существует также такое понятие как наименование происхождения, либо l’apellation d’origine. В первую очередь, защита подобного рода обозначений предусмотрена только в ряде стран – Франции, Италии, Португалии и некоторых других. К тому же, в основном используется l’apellation d’origine в отношении вин. Часто на бутылках, например, можно встретить обозначение Denomination d'origine controllee. В отличие от НГП, в обеспечении охраны наименований происхождения главную роль играют словами Полякова государственно-общественные органы управления, которые регулируют использование наименований происхождения, а также качество и объемы продукции.

Существует также такое понятие, как обозначение места производства. Например, Рижский молочный комбинат. Обозначение места производства может быть включено в товарный знак, при условии, что оно не вводит в заблуждение. Получить эксклюзивные права на подобное обозначение нельзя.

Комментариев нет: