first published in "Referent" – Nr. 487 - April 2006
Как защитить cвою интеллектуальную собственность на рынке Евросоюза
или
Товарные знаки Европейского сообщества
Для производителя товаров или поставщика услуг конца 20 века было характерно ориентирование на национальный рынок. В начале 21 века рамки национального рынка для многих предпринимателей стали слишком узкими. В этой связи нельзя не упомянуть вступление Латвии в Европейский союз с его открытыми границами и процессы глобализации в целом – все это открывает для латвийских коммерсантов многочисленные пути дальнейшего развития бизнеса. Современные коммерсанты все чаще ориентируются на несколько рынков, а некоторые способны и реализуют свои возможности даже в многочисленных странах.
Товарный знак – зачем?
До сих пор бытует ошибочное мнение, что регистрация товарного знака не является обязательным условием, сопутствующим успешному развитию бизнеса. Говоря о причинах необходимости регистрировать свой товарный знак, в первую очередь следует обратить внимание, что только регистрация превращает товарный знак в собственность. Главная выгода владельца товарного знака заключается в том, что товарный знак и производимый товар или предлагаемая услуга в сознании потребителя будет тесно связана с предприятием владельца товарного знака. Известное изречение „Brand is a promise”, что в переводе означает «товарный знак – это обещание» в наилучшей мере иллюстрирует вышесказанное. Товарным знаком предприниматель дает понять потребителю, что он обещает ему определенное качество. Стоит отметить, что многие мировые гиганты различных индустрий начинали именно с обещания, которое затем успешно выполняли, тем самым, заслуживая уважение и преданность потребителей. Недаром говорят, что пол-жизни человек работает на имя, остальное время – имя работает на человека. Также и с товарным знаком – сначала коммерсант работает на то, чтобы его товарный знак стал узнаваемым, чтобы он приобрел репутацию, а потом знак будет работать на коммерсанта, принося ему прибыль.
Отсутствие регистрации товарного знака, в свою очередь, может привести к тому, что, например, конкурент, видя успешное развитие бизнеса коммерсанта, может зарегистрировать на свое имя используемое коммерсантом обозначение. Это только один из примеров того, как коммерсант может пострадать от своего нежелания действовать в соответствии с требованиями современного рынка. Помимо ранее упомянутой возможной регистрации «на себя», недобросовестный конкурент может и просто использовать знак успешного коммерсанта, таким образом получая прибыль, а возможно и пороча репутацию этого коммерсанта. Если знак не является зарегистрированным товарным знаком, то доказать факт недобросовестного использования товарного знака и получить компенсацию возникшего у коммерсанта ущерба представляется проблематичным, так как без наличия соответствующей регистрации товарного знака на имя коммерсанта не будет правового основания для предъявления каких бы то ни было претензий.
Таким образом, начиная свой бизнес, а тем более планируя свой выход на европейский рынок, коммерсанту необходимо в первую очередь подумать о вариантах защиты своей интеллектуальной собственности.
Возможности регистрации товарного знака
Традиционно выделяют три возможных процедуры регистрации знака:
1) национальная процедура регистрации товарного знака, когда заявка на регистрацию товарного знака подается напрямую в национальное патентное ведомство интересующей заявителя страны (или стран);
2) международная процедура регистрации товарного знака, когда на основании зарегистрированного (либо поданного на регистрацию) по национальной процедуре товарного знака, подается международная заявка, в которой указываются конкретные интересующие заявителя страны;
3) процедура регистрации товарного знака Европейского сообщества (Сommunity Trademark, или товарный знак Сообщества, далее в тексте - СТМ)
Знак по национальной процедуре выгоднее всего регистрировать, если заявителя интересуют лишь несколько стран, например, Латвия, Франция и Бельгия. Если коммерсанта интересует более широкий список стран, то необходимо проанализировать, что это за страны, и если интерес представляют именно страны Евросоюза, то стоит остановить свой выбор на регистрации СТМ.
СТМ – что это такое?
СТМ – товарный знак Европейского Сообщества, который позволяет получить правовую защиту для желаемого обозначения на территории всех 25 стран Евросоюза на основании единожды поданной заявки на регистрацию.
Таким образом, наличие регистрации СТМ позволяет коммерсанту защитить свои права на товарный знак во всех странах ЕС, подав заявку один раз, а не многократно (в каждую выбранную страну) как при регистрации знака по национальной процедуре. Охват регистрацией знака всех стран Евросоюза означает, что на основании зарегистрированного СТМ коммерсант сможет опротестовать регистрацию более позднего схожего либо идентичного знака в отношении тех же либо схожих товаров или услуг в любой из стран ЕС.
Следует однако отметить, что если регистрация СТМ будет погашена хотя бы в одной из стран Евросоюза, она автоматически будет погашена и во всех остальных странах ЕС. Однако, во избежание этого, перед подачей заявки на регистрацию рекомендуется проводить предварительный поиск на наличие более ранних схожих либо идентичных знаков.
Каким образом регистрируется СТМ?
Сразу стоит оговориться, что подготовку заявки на регистрацию СТМ лучше доверить юристу, специализирующемуся в области защиты прав интеллектуальной собственности, досконально знающему все требования и нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы правильно и корректно составить соответствующую заявку. Помощь профессионального юриста поможет коммерсанту максимально защитить его товарный знак.
В процедуре регистрации СТМ, выделяются следующие этапы:
1) подготавливается и подается заявка на регистрацию СТМ. Заявка может подаваться либо в национальное патентное ведомство, либо напрямую в OHIM – Офис по гармонизации внутреннего рынка – (Office for harmonization in internal market, далее – OHIM), который занимается регистрацией СТМ (расположен в г.Аликанте, Испания);
2) национальное патентное ведомство (если процедура регистрации была инициирована через национальное патентное ведомство) перенаправляет материалы заявки в OHIM;
3) OHIM, после проверки формальностей, направляет материалы заявки в каждое из национальных патентных ведомств Евросоюза;
4) национальные патентные ведомства в странах с проверочной экспертизой (то есть в тех странах, где перед регистрацией знака патентные ведомства проводят поиск на наличие схожих либо идентичных ранее зарегистрированных знаков) проводят поиск на предмет существования указанных более ранних знаков;
5) параллельно OHIM осуществляет экспертизу на наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации. (Например, обозначению, противоречащему морали и нравственности будет отказано в регистрации на указанных абсолютных основаниях);
6) заявка на регистрацию СТМ публикуется;
7) после публикации следует период 3 месяца, в течение которого заинтересованные лица (как правило это владельцы более ранних схожих либо идентичных знаков) могут оспорить регистрацию СТМ, путем подачи возражений;
8) если возражения не последовало, либо если поданное возражение было отклонено, происходит регистрация знака в соответствующем регистре СТМ.
Процедура регистрации СТМ является относительно несложной и менее затратной в сравнении с регистрацией знака, например, по национальной процедуре в каждой из стран Евросоюза. Стоит отметить, тем не менее, что универсального решения не существует и если в одном случае наиболее выгодной оказывается именно регистрация СТМ, в другом случае коммерсанту уместней зарегистрировать свой знак, например, по международной процедуре. Таким образом, перед принятием окончательного решения необходимо вместе с юристом проанализировать конкретную ситуацию, дальнейшие планы развития и пожелания Вашей фирмы и только потом выбирать наиболее выгодную именно для Вашего случая стратегию защиты желаемого обозначения в качестве товарного знака.
или
Товарные знаки Европейского сообщества
Для производителя товаров или поставщика услуг конца 20 века было характерно ориентирование на национальный рынок. В начале 21 века рамки национального рынка для многих предпринимателей стали слишком узкими. В этой связи нельзя не упомянуть вступление Латвии в Европейский союз с его открытыми границами и процессы глобализации в целом – все это открывает для латвийских коммерсантов многочисленные пути дальнейшего развития бизнеса. Современные коммерсанты все чаще ориентируются на несколько рынков, а некоторые способны и реализуют свои возможности даже в многочисленных странах.
Товарный знак – зачем?
До сих пор бытует ошибочное мнение, что регистрация товарного знака не является обязательным условием, сопутствующим успешному развитию бизнеса. Говоря о причинах необходимости регистрировать свой товарный знак, в первую очередь следует обратить внимание, что только регистрация превращает товарный знак в собственность. Главная выгода владельца товарного знака заключается в том, что товарный знак и производимый товар или предлагаемая услуга в сознании потребителя будет тесно связана с предприятием владельца товарного знака. Известное изречение „Brand is a promise”, что в переводе означает «товарный знак – это обещание» в наилучшей мере иллюстрирует вышесказанное. Товарным знаком предприниматель дает понять потребителю, что он обещает ему определенное качество. Стоит отметить, что многие мировые гиганты различных индустрий начинали именно с обещания, которое затем успешно выполняли, тем самым, заслуживая уважение и преданность потребителей. Недаром говорят, что пол-жизни человек работает на имя, остальное время – имя работает на человека. Также и с товарным знаком – сначала коммерсант работает на то, чтобы его товарный знак стал узнаваемым, чтобы он приобрел репутацию, а потом знак будет работать на коммерсанта, принося ему прибыль.
Отсутствие регистрации товарного знака, в свою очередь, может привести к тому, что, например, конкурент, видя успешное развитие бизнеса коммерсанта, может зарегистрировать на свое имя используемое коммерсантом обозначение. Это только один из примеров того, как коммерсант может пострадать от своего нежелания действовать в соответствии с требованиями современного рынка. Помимо ранее упомянутой возможной регистрации «на себя», недобросовестный конкурент может и просто использовать знак успешного коммерсанта, таким образом получая прибыль, а возможно и пороча репутацию этого коммерсанта. Если знак не является зарегистрированным товарным знаком, то доказать факт недобросовестного использования товарного знака и получить компенсацию возникшего у коммерсанта ущерба представляется проблематичным, так как без наличия соответствующей регистрации товарного знака на имя коммерсанта не будет правового основания для предъявления каких бы то ни было претензий.
Таким образом, начиная свой бизнес, а тем более планируя свой выход на европейский рынок, коммерсанту необходимо в первую очередь подумать о вариантах защиты своей интеллектуальной собственности.
Возможности регистрации товарного знака
Традиционно выделяют три возможных процедуры регистрации знака:
1) национальная процедура регистрации товарного знака, когда заявка на регистрацию товарного знака подается напрямую в национальное патентное ведомство интересующей заявителя страны (или стран);
2) международная процедура регистрации товарного знака, когда на основании зарегистрированного (либо поданного на регистрацию) по национальной процедуре товарного знака, подается международная заявка, в которой указываются конкретные интересующие заявителя страны;
3) процедура регистрации товарного знака Европейского сообщества (Сommunity Trademark, или товарный знак Сообщества, далее в тексте - СТМ)
Знак по национальной процедуре выгоднее всего регистрировать, если заявителя интересуют лишь несколько стран, например, Латвия, Франция и Бельгия. Если коммерсанта интересует более широкий список стран, то необходимо проанализировать, что это за страны, и если интерес представляют именно страны Евросоюза, то стоит остановить свой выбор на регистрации СТМ.
СТМ – что это такое?
СТМ – товарный знак Европейского Сообщества, который позволяет получить правовую защиту для желаемого обозначения на территории всех 25 стран Евросоюза на основании единожды поданной заявки на регистрацию.
Таким образом, наличие регистрации СТМ позволяет коммерсанту защитить свои права на товарный знак во всех странах ЕС, подав заявку один раз, а не многократно (в каждую выбранную страну) как при регистрации знака по национальной процедуре. Охват регистрацией знака всех стран Евросоюза означает, что на основании зарегистрированного СТМ коммерсант сможет опротестовать регистрацию более позднего схожего либо идентичного знака в отношении тех же либо схожих товаров или услуг в любой из стран ЕС.
Следует однако отметить, что если регистрация СТМ будет погашена хотя бы в одной из стран Евросоюза, она автоматически будет погашена и во всех остальных странах ЕС. Однако, во избежание этого, перед подачей заявки на регистрацию рекомендуется проводить предварительный поиск на наличие более ранних схожих либо идентичных знаков.
Каким образом регистрируется СТМ?
Сразу стоит оговориться, что подготовку заявки на регистрацию СТМ лучше доверить юристу, специализирующемуся в области защиты прав интеллектуальной собственности, досконально знающему все требования и нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы правильно и корректно составить соответствующую заявку. Помощь профессионального юриста поможет коммерсанту максимально защитить его товарный знак.
В процедуре регистрации СТМ, выделяются следующие этапы:
1) подготавливается и подается заявка на регистрацию СТМ. Заявка может подаваться либо в национальное патентное ведомство, либо напрямую в OHIM – Офис по гармонизации внутреннего рынка – (Office for harmonization in internal market, далее – OHIM), который занимается регистрацией СТМ (расположен в г.Аликанте, Испания);
2) национальное патентное ведомство (если процедура регистрации была инициирована через национальное патентное ведомство) перенаправляет материалы заявки в OHIM;
3) OHIM, после проверки формальностей, направляет материалы заявки в каждое из национальных патентных ведомств Евросоюза;
4) национальные патентные ведомства в странах с проверочной экспертизой (то есть в тех странах, где перед регистрацией знака патентные ведомства проводят поиск на наличие схожих либо идентичных ранее зарегистрированных знаков) проводят поиск на предмет существования указанных более ранних знаков;
5) параллельно OHIM осуществляет экспертизу на наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации. (Например, обозначению, противоречащему морали и нравственности будет отказано в регистрации на указанных абсолютных основаниях);
6) заявка на регистрацию СТМ публикуется;
7) после публикации следует период 3 месяца, в течение которого заинтересованные лица (как правило это владельцы более ранних схожих либо идентичных знаков) могут оспорить регистрацию СТМ, путем подачи возражений;
8) если возражения не последовало, либо если поданное возражение было отклонено, происходит регистрация знака в соответствующем регистре СТМ.
Процедура регистрации СТМ является относительно несложной и менее затратной в сравнении с регистрацией знака, например, по национальной процедуре в каждой из стран Евросоюза. Стоит отметить, тем не менее, что универсального решения не существует и если в одном случае наиболее выгодной оказывается именно регистрация СТМ, в другом случае коммерсанту уместней зарегистрировать свой знак, например, по международной процедуре. Таким образом, перед принятием окончательного решения необходимо вместе с юристом проанализировать конкретную ситуацию, дальнейшие планы развития и пожелания Вашей фирмы и только потом выбирать наиболее выгодную именно для Вашего случая стратегию защиты желаемого обозначения в качестве товарного знака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий