Краткое введение в вопрос оценки интеллектуальной собственности
(c) Maria Boicova, 2007
Формальная оценка чаще всего базируется на стандартной обоснованной рыночной стоимости (также – справедливая рыночная стоимость, по английски – fair market value). Обоснованная рыночная стоимость - это цена по которой актив будет обменен между покупателем, желающим его приобрести и продавцом, желающим его продать, без принуждения, и с пониманием и знанием всех соответствующих факторов. Более простым языком – если Вася хочет продать, Петя хочет купить, при этом и Вася, и Петя знают все про этот объект, реально оценивают, что он может стоить столько, сколько он стоит и никто никого не принуждает, то тогда именно эта сумма и является fair market value – то есть обоснованной рыночной стоимостью.
Перед тем, как начинать оценку как таковую необходимо идентифицировать, что будет оцениваться, то есть объекты оценки. После этого нужно выяснить цели оценки и затем выбрать тактику, методику оценки. Выделяют как правило два основных подхода, различающихся по целям оценки, а именно:
1) оценку для инвентаризации, бухгалтерского учета и постановки на баланс
2) оценку для определения рыночной (инвестиционной) стоимости объектов – для расчета размера платежей при коммерческом использовании актива.
В соответствии с международными стандартами оценки используются три основных метода – затратный, рыночный и доходный. Далее кратко по каждому из этих методов.
Затратный метод
В основе этого метода – презумпция о том, что стоимость интеллектуальной собственности равняется затратам на ее воссоздание, если оно, конечно, возможно. Данный метод оценки исходит из того, что покупатель не заплатит за объект сумму большую, чем та, в которую обойдется получение аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый период, без существенных задержек. При условиях относительного равновесия спроса и предложения на рынке, в случае если возможно оценить затраты на создание аналогичного объекта, такой метод может дать вполне объективный результат.
Два различных вида затратного метода – reproduction cost method и replacement cost method. Первым можно определить уровень затрат в случае воссоздания этого же объекта, то есть по сути – восстановления. Второй же – replacement cost method позволяет определить необходимые затраты на создание актива с такой же полезностью и плюс-минус теми же характеристиками.
Еще один из видов затратного метода – метод суммарных издержек. Этот метод заключается в подсчете всех издержек по созданию и продвижению объекта интеллектуальной собственности – то есть расходы на маркетинговые исследования, разработку, юридическую регистрацию и защиту, вложения в продвижение объекта и т.д. Применение затратных методов подразумевает, что вклад интеллектуальной собственности в прибыль предприятия превышает затраты на воссоздание интеллектуальной собственности.
Затраты не определяются в исторической ретроспективе, вместо этого необходимые расходы и затраты на замену или воссоздание объекта интеллектуальной собственности должны быть оценены на дату оценки. Учесть можно как прямые расходы, так и альтернативные издержки – все опять же на дату оценки и вперед, а не в историческом ракурсе.
Затратный метод наиболее подходящий в таких случаях, когда нет особой экономической активности, на которой можно было бы сфокусироваться – например, на более ранних этапах.
Рыночный метод
Рыночный или сравнительный метод, базируется на рыночной информации и учитывет текущие действия потенциальных продавцов и покупателей. Стоимость определяется, сравнивая объект оценки со схожими, аналогичными активами, которые относительно недавно были обменены при схожих обстоятельствах. К сожалению, информация о сделках с интеллектуальной собственностью редко когда публикутеся, поэтому очень трудно получить данные по большому количеству сравниваемых сделок. Данный метод оценивается на принципе замещения и соответственно презумпции, что покупатель не будет готов приобрести актив за сумму большую, чем стоят аналогичные активы. Этот метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по объектам, сходным с оцениваемыми. Цены на объекты-аналоги перед сравнением обязательно корректируются с учетом параметров, по которым объекты отличаются друг от друга.
Доходный метод
Доходный метод основывается на принципе ожидания – то есть с точки зрения потенциального инвестора стоимость объекта оценивается исходя из его способности приносить доход в будущем. Таким образом при оценке объекта доходным методом, учитывается текущая стоимость будущих доходов, которые могут возникнуть от использования объекта и возможной дальнейшей его продажи.
Базовые методы, которые применяются в рамках доходного, это – метод капитализации доходов и метод дисконтирования денежных потоков.
Первый из перечисленных, а именно метод капитализации доходов, используется при условии, что доходы будут равны текущим или же темпы роста будут умеренными и предсказуемыми, а также при условии, что доходы представляют собой достаточно значительные положительные величины, то есть другими словами – при условии, что бизнес будет стабильно существовать.
Метод дисконтирования денежных потоков применяется, когда будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих в связи с действием таких факторов, как ожидаемые изменения в экономических условиях, изменения в структуре бизнеса, плюс - прогнозируемые денежные потоки предприятия являются значительными положительными величинами и их на самом деле обоснованно можно оценить. Собственно денежный поток - это разница между притоками и оттоками средств на предприятии. Дисконтирование в свою очередь, это приведение – математическая операция, которая позволяет рассчитать текущую стоимость будущих денежных поступлений.
Надежность и достоверность метода дисконтированных денежных потоков определяется точностью и обоснованностью определения двух его основных компонентов – прогноза денежных потоков и ставки дисконтирования. Его суть, как уже сказано ранее, состоит в приведении будущих денежных потоков к фиксированному моменту времени. Как правило в качестве момента приведения выбирается дата, на которую производится оценка.
Далее немного о специфических методах оценки, применимых при оценке объектов ИС.
Relief from Royalty method or Royalty savings method
Данный метод оценивает будущий доход, связанный с использованием объекта оценки, а затем применяет к полученной сумме ставку роялти. Таким образом, определяется скольких трат удалось избежать на выплату роялти, потому что объект уже принадлежит компании. То есть презюмируется, что если бы объекта не было, пришлось бы брать лицензию и выплачивать роялти по ней, а так в лицензии нет необходимости.
Excess operating profit method
Данный метод позволяет определить стоимость объекта через капитализирование дополнительной прибыли, получаемой бизнесом, которому принадлежит конкретный актив в сравнении со схожим бизнесом, у которого нет данного преимущества. То есть у Васи есть патент, а у Пети патента нету, рабтают они в одной сфере – сравнивается прибыль, капитализируется разщнгица, то есть дополнительная прибыль Васи, и эта прибыль вменяется патенту. Подводный камень этого метода заключается в том, что у схожего бизнеса, не обладающего оцениваемым активом могут быть другие активы, которые приносят прибыль, а соответственно при оценке не избежать погрешностей.
В настоящий момент не существует единого подхода, или метода, оценки ИС. Самый простой способ, это учет затрат на создание и поддержание актива. Для использования рыночного сравнения необходима доступность информации, что в случае со сделками в области интеллектуальной собственности, как впрочем и в других областях является большой редкостью. Таким образом основным методом установления стоимости интеллектуальной собственности считается доходный метод в его широком понимании. Прочие методы могут использоваться в качестве дополнения к доходному методу.
В отношении оценки стоимости патентов, необходимо дополнительно отметить, что в конкретной индустрии стоимость патента может быть больше у крупного производителя, в сравнении с производителем – коммерсантом малого и среднего предприятия. Это обусловлено тем, что существует комплиментарные факторы – такие как обученый персонал, большой капитал, эффективные маркетинговые программы, большая производительность и проверенные дистрибьюторские каналы. Аналогично, один и тот же патент может иметь разную стоимость в зависимости от того, кому он принадлежит – большой корпорации, венчурной компании или компании, находящейся под реогранизацией. Часто при оценке патентов, необходимо концентрироваться не только на патенте, но и на промышленных секретах, и ноу-хау, напрямую связанных с соответствующим патентом. Другими словами – помимо стандартов оценки при оценике объектов интеллектуальной собственности, необходимо учитывать ряд специфических факторов и применять специфические нюансы методов оценки, потому как объекты интеллектуальной собственности все-таки специфические активы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий